Версия для слабовидящих

Настройки цвета

  • Черным по белому
  • Белым по черному
  • Темно-синим по голубому
  • Зеленым по темно-коричневому

Главная   >  Сведения об образовательной организации > Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса  > Наличие специализированных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ)


Наличие специализированных условий для  обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ).


Нормативная база:

Деятельность по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) в УрТИСИ СибГУТИ  регламентируется следующими нормативными документами:

 

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012

2.Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса № АК-44/05вн от 8 апреля 2014 г.

3.Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе к средствам обучения и воспитания № 06-2412вн от 26.12.2013 г. (файл pdf, 239 Кб).

4.Правила Приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программа специалитета, программам магистратуры  в СибГУТИ на 2018/2019 учебный год.

5.Индивидуальные программы реабилитации    инвалидов (разрабатывается при необходимости). 

6. Паспорта объектов УрТИСИ доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

О наличии доступа в здание учебных корпусов и общежитий УрТИСИ  Сиб ГУТИ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.



1.JPG2.JPG3.JPG

 

В здании  Института  созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  в учебный корпус, аудитории, туалеты и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях. 

И

В УрТИСИ СибГУТИ рядом с учебным корпусом автомобильная стоянка. В общежитии имеется лифт для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.


Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

УрТИСИ СибГУТИ  располагает универсальным оснащением и оборудованием, которое используется в процессе обучения студентами-инвалидами:

– аудитории оснащены мультимедийным и проекционным оборудованием;

– наличие специализированной учебной сети, предоставляющей доступ к учебным ресурсам;

– учебные корпуса оборудованы доступом к wi-fi с мобильных устройств;

– лаборатории, в т.ч. для самостоятельной работы студентов, оборудованы разнообразным мультимедийным оборудованием (сенсорная доска, плазменная панель, проектор высокой чёткости),  звукоусиливающим оборудованием.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе по необходимости  устанавливается особый порядок проведения учебных занятий по физической культуре и спорту. В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы преподавателями  дисциплины «Физическая культура и спорт» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. Для инвалидов и лиц с ОВЗ в институте оборудованы спортивные залы для занятий настольным теннисом, дартсом,  шахматами  и шашками.

5.JPG


Сведения о наличии библиотеки.

б.JPGБиблиотека является структурным подразделением института. Это центр распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, который обеспечивает литературой и
информацией учебно-

воспитательный процесс и научные исследования.  В целях качественного информационного и библиотечного обеспечения подготовки специалистов, в библиотеке функционируют два читальных зала: общий зал и зал научной литературы и электронных ресурсов (НЛЭР), два абонемента учебной литературы: для дневной и заочной форм обучения. Для поиска необходимой информации пользователям предоставлены алфавитный, систематический, электронный каталог, электронные базы данных и электронно-библиотечные системы. Общая площадь библиотеки составляет 742 кв. м. Общее количество посадочных мест  в читальных залах – 132. В читальном зале НЛЭР - 16 АРМ, что дает уникальную возможность студентам, преподавателям и самой широкой читательской аудитории института познакомиться с электронными учебными изданиями, книгами, газетами, журналами. На всей территории института имеется беспроводной доступ в Интернет. Ежегодно институт осуществляет подписку периодических изданий в соответствии с образовательными программами вуза, так как они являются оперативным источником получения информации и активно используются студентами при подготовке к зачетам и экзаменам, написании курсовых и выпускных квалификационных работ.   Библиотека вуза продолжает пополнять электронные ресурсы собственной генерации: электронный каталог,  электронная картотека статей и полнотекстовые базы данных:  БД «Годовые и ежемесячные оглавления журналов», БД «В помощь курсовому и дипломному проектированию», БД «Нормативная и техническая документация»,  БД «Конференции УрТИСИ».

Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

УрТИСИ СибГУТИ  располагает универсальным оснащением и оборудованием, которое используется в процессе обучения студентами-инвалидами:

– аудитории оснащены мультимедийным и проекционным оборудованием;

– наличие специализированной учебной сети, предоставляющей доступ к учебным ресурсам;

– учебные корпуса оборудованы доступом к wi-fi с мобильных устройств;

– лаборатории, в т.ч. для самостоятельной работы студентов, оборудованы разнообразным мультимедийным оборудованием (сенсорная доска, плазменная панель, проектор высокой чёткости),  звукоусиливающим оборудованием.

В читальном зале научной литературы и электронных ресурсов обучающиеся имеют возможность пользоваться библиографическими базами данных, в том числе  БД «Статьи» (аналитическая роспись журнальных и газетных статей).

б2.JPGНа странице библиотеки сайта вуза отражены ссылки на подписные и собственные электронные ресурсы института.
Доступ к электронным версиям УМК  по изучаемым дисциплинам также

возможен через сайт вуза, благодаря созданной и успешно развивающейся Единой научно-образовательной электронной среде (Е-НОЭС). Справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотеки  осуществлялось в соответствии с запросами потребителей информации и включало в себя следующие виды деятельности: выполнение всех видов библиотечных справок (всего  выполнено 1117 справок);  информационно-библиографическое обслуживание по системе ЭДД (электронной доставки документов) и ИРИ (избирательного распространения информации); издание ежемесячного Бюллетеня новых поступлений литературы, а также его размещение в электронном виде на сайте вуза (выпущено 9 Бюллетеней); формирование информационной культуры пользователей, проведение библиотечных занятий со студентами первых курсов очной и заочной формы обучения,

развивающих навыки работы с электронным каталогом, локальными и сетевыми базами данных, электронными библиотечными системами.б3.JPG


Сотрудниками библиотеки оказывались консультационные услуги, повышающие уровень информационной подготовки, позволяющие пользователям свободно ориентироваться в необходимой информационной среде.  Электронный каталог в настоящее время насчитывает 26410 записей. В течение всего времени ведется каталогизация новой литературы и изданий из фонда библиотеки, описания на которые отсутствуют в электронном каталоге.  Одним из показателей, влияющих на книгообеспеченность учебных дисциплин является подключение к электронным подписным ресурсам. Для полного удовлетворения потребностей студентов, преподавателей и сотрудников УрТИСИ СибГУТИ в учебной литературе и периодических изданиях были закуплены две электронно-библиотечные системы («Ibooks» и «IPRbooks»), закуплена ЭБС «IPRbooks», действие которой продолжается и в настоящее время. Доступная электронная  коллекция  ЭБС насчитывает более 29000 изданий, в том числе и периодических электронных изданий. Основополагающий вид библиотечной работы – выставки. Каждая выставка - это направление, «вектор чтения». В помощь учебному процессу за отчетный период было организовано 119 книжных выставок. На них представлено 2499 различных тематических документов из библиотечного фонда, 1804 экземпляра выдано пользователям библиотеки. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности формируется в соответствии с требованиями образовательных стандартов, включающее в себя учебники отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, лекции, учебно-методические комплексы: учебные программы, программы практик, методические указания по выполнению рефератов, контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных, курсовых, выпускных квалификационных работ, сборники тестов, ссылки на различные электронные информационно-справочные системы, аудио- и видеоматериалы по учебным дисциплинам.     Библиотека тесно сотрудничает с издательско-торговыми центрами «Питер», «Академия», «Лань», ООО Научно-техническое издательство «Горячая линия – Телеком». Источниками текущей библиографии являются прайс-листы,  каталоги изданий,  рекламные проспекты.

Библиотека института  обеспечивает каждого студента учебной и учебно-методической литературой, учебными пособиями, научной и  информационно- справочной литературой, а также периодическими изданиями  в печатном либо электронном варианте. необходимыми для осуществления образовательного процесса по всем дисциплинам. 

 Вся поступающая литература подлежит строгому учету и фиксируется в соответствующих документах. 

  Несмотря на все реалии нашего времени, библиотека института развивается и предоставляет всем категориям пользователей библиотечно-информационные ресурсы, используя информационно-коммуникационные технологии, аккумулируя и сохраняя результаты образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава института.

 

 Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С целью сохранения жизни и здоровья студентов - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ)  при возникновении чрезвычайной ситуаций в коридорах учебных корпусов размещены планы эвакуации, изготовленные из специального светоотражающего, контрастного материала, а также в учебных корпусах и в общежитии расположены тревожные кнопки в доступных местах и звуковое оповещение.

4.JPG

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Ежегодно проводятся медицинские осмотры студентов, диспансеризация студентов 1-го года обучения с обязательным приемом у нарколога. Заключено соглашение о сотрудничестве с областным наркологическим диспансером по профилактической работе. Плановые вакцинации студентов   от гриппа, вирусного клещевого энцефалита (с отчетом в Роспотребнадзоре), 100%-е флюорографическое обследование. Медицинская помощь осуществляется государственным учреждением здравоохранения городской поликлиникой МБУ «ЦГБ №2  им. А.А. Миславского . Прием обучающихся производится по адресу ул. Московская, 2   и в здравпункте института по адресу: ул. Мельникова, 50.

Сведения о доступности к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.


В институте ведется информационная база, отражающая статистическую информацию о численности студентов, приеме и выпуске специалистов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Осуществляется персонифицированный учет, включающий следующее: общие сведения о студентах-инвалидах и студентах с ОВЗ, в том числе: имеющееся образование, данные о семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушений и рекомендации, данные медико-социальной экспертизой или психолого-6.JPG
медико-педагогической комиссией. На сайте УрТИСИ СибГУТИ  содержится информация, отражающая наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, содержащая программы подготовки, по которым могут обучаться инвалиды. Вся информация по организации учебного процесса дублируется на сайте института (расписание учебных занятий, объявления и т.д.)  и в информационных киосках («инфомат»), расположенных в учебных корпусах. Официальный сайт вуза имеет возможность увеличения шрифта для слабовидящих.
 

Сведения о наличии средств обучения и воспитания

В УрТИСИ СибГУТИ осуществляется комплексное сопровождение инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, активно решаются вопросы развития и обслуживания информационной базы инклюзивного обучения, социокультурной реабилитации, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, создания безбарьерной архитектурной среды.

Сопровождение инклюзивного образовательного процесса включает в себя:

  • социально-педагогическое и социально-психологическое сопровождение,
  • социально-медицинское сопровождение,
  • педагогическое сопровождение.
  • социально-профессиональная и социокультурная реабилитация.

Адаптация образовательных программ и методов обучения проходит  через выполнение требований к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению. 

Организационно-педагогическое сопровождение включает:

-контроль за посещаемостью занятий;

-помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

-организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов;

-контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;

-коррекцию взаимодействия преподавателя и студента-инвалида в учебном процессе;

-консультирование преподавателей и сотрудников по вопросам специальной психологии и педагогики, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т. д.

Психолого-педагогическое сопровождение  осуществляется с целью оказания помощи обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Осуществляется   работниками деканатов, имеющими педагогическое и психологическое образование.

Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Осуществляется   сотрудниками деканата факультета очной формы обучения.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ЛОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на год.

Для подготовки к трудоустройству и содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и ЛОВЗ,  их закреплению на рабочих местах, в институте осуществляется широкий спектр мероприятий: презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами старших курсов, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги, «Ярмарки вакансий» с приглашением работодателей г. Екатеринбурга и УрФО.

На этапе приема проводится консультационная работа с инвалидами специалистами-психологами и  медиком. При необходимости проводятся краткосрочные подготовительные курсы по дисциплинам предметной подготовки.  Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов   проводится  на   днях «Открытых дверей», консультациях для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения. Абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) могут сдавать вступительные испытания, проводимые вузом. При проведении вступительных испытаний созданы специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), использования технических средств, помощи ассистента, увеличения продолжительности вступительных испытаний.

 

Вывод:  Условия для инклюзивного образовательного процесса  в УрТИСИ СибГУТИ обеспечиваются в соответствии с требованиями.